Асы кубанского неба ч. 10

Николай Мринский
Штурмовики Ил-2 из 7-го Гв. ШАП

Громадная группировка немцев была зажата в кольцо и оно с каждым днём всё туже сжималось вокруг. Пытаясь спасти окружённых, не жалея ни сил, ни техники, немецкое командование бросало днём и ночью сотни транспортных самолётов со снарядами, питанием и подкреплением. Эти самолёты уничтожались нашими истребителями, а поэтому мало кто из них достигал цели и ещё меньше возвращалось обратно. Свои первые воздушные победы Алексей Алексеевич одержал на самолёте ЛаГГ-3. Как известно, "ЛаГГи" получили во многих публикациях, особенно последнего времени, довольно дурную репутацию. Самолёт действительно был тяжеловат и вялый в маневре, но в умелых руках вполне мог потягаться с любым противником. Лучшим примером тому может послужить сверхрезультативный бой, проведённый А. Губановым 3 февраля 1942 г. В этой воздушной схватке лётчик добился исключительной по тому времени победы, сбив на ЛаГГ-3 сразу три истребителя Ме-109. В 1943 г. ст. лейтенант А.А. Губанов участвовал в сражении над "Голубой линией" - в битве на Кубани. Когда исход этого сражения стал ясен, капитан А. Губанов был представлен к званию Героя Советского Союза "за совершённые к маю 1943 г. 358 боевых вылетов, 14 самолётов противника, сбитых им лично". Здесь надо отметить, что по числу боевых вылетов в то время Губанов был в числе лидеров советской истребительной авиации.

В середине июля 1943 г. Губанов должен был в паре сопровождать шестёрку Ил-2, летевшую на штурмовку неприятельских передовых позиций. На взлётную полосу они выруливали вдвоем, но в воздухе А. Губанов оказался один: ведомый не взлетел - отказал двигатель. Охранять штурмовиков ему пришлось одному. Не долетев до линии фронта, встретили группу фашистских истребителей. Умело маневрируя, отважный воздушный боец не дал малейшей возможности "Мессерам" подойти к "Илам". Больше того - в горячей схватке А. Губанов сбил 2 самолёта. Сделав по несколько успешных заходов, наши Ил-2 без потерь вернулись на свой аэродром. В августе 1943 г. войска Воронежского фронта перешли в контрнаступление на Белгородско-Харьковском направлении. Их действия прикрывала авиация 2-й Воздушной армии. В те дни успешно действовали полки 201-й ИАД. Так, в конце дня 3 августа, на 5-м боевом вылете в район Задельное-Быково, сопровождая 6 штурмовиков Ил-2, Капитан А.А. Губанов во главе четвёрки Ла-5 ФН встретил группу вражеских истребителей. В завязавшемся воздушном бою, комэск Губанов сбил 2 самолёта противника. "Илы" выполнив задачу, вернулись на аэродром без потерь. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом ПВС СССР от 24 августа 1943 г. Губанов Алексей Алексеевич был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Впоследствии гв. капитан А. Губанов сражался на Курской дуге, над Днепром и Тернополем, участвовал в освобождении Польши, Чехословакии и в воздушных боях над Германией. В наградных документах на него командование неоднократно подчеркивало, что как командир "Губанов умело передаёт свой боевой опыт лётному составу, обучает его мастерскому ведению воздушного боя, настойчиво прививает храбрость и отвагу в борьбе с фашистскими стервятниками". С ноября 1942 г. воевал на Ла-5, со второй половины 1944 г. - на Ла-7. Командир эскадрильи 111-го гиап (13 гиад, 10 иак, 8 ВА) гв. майор Губанов в 550 боевых вылетах и 105 воздушных боях лично сбил 28 и в группе 9 самолётов противника. (М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 22 личные победы и 5 групповых). После окончания войны Алексей Алексеевич ещё долго служил в ВВС. Окончив в 1951 г. ВВА, гв. полковник А.А. Губанов снова вернулся в лётную часть. Командовал полком, был начштаба авиадивизии. Летал на реактивных истребителях: Як-15, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, Су-7Б. Казалось, годы обходят этого энергичного, жизнерадостного человека. Он всегда был весел, полон энтузиазма и молодого задора. Много работал. Иногда писал статьи - благо ему было чем поделиться, о чём вспомнить... В 1973 г. полковник Губанов вышел в отставку. Проживал в Воронеже.  Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., 3 орденами Красной Звезды, медалями.

ДЕМА ЛЕОНИД ВАСИЛЬЕВИЧ

Родился 18 июня 1916 г. в дер. Михайловка, ныне Стерлитамакского района Башкирии, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества ( ныне СГПТУ-19). Работал слесарем - электриком паросилового цеха металлургического комбината. Без отрыва от производства прошёл обучение в магнитогорском аэроклубе. В 1934 г. окончил Казанскую школу лётчиков-инструкторов. Работал инструктором Челябинского аэроклуба. С июля 1941 г. в Красной Армии. С октября 1941 г. лейтенант Л.В. Дема в действующей армии. Служил в легкобомбардировочной авиации, выполнил около 200 боевых вылетов на У-2. С июня 1942 г. - в 236-м ИАП (Западный фронт). В феврале 1943 г. войска Южного фронта, преодолевая упорное сопротивление противника, продолжали своё наступление. Части 2-го смешанного авиакорпуса содействовали им в успешном продвижении в направлении на Шахты, Новочеркасск, Ростов, Матвеев Курган. 8 февраля авиационные полки 201-й дивизии прикрывали подвижные действия сухопутных войск. Лётный состав соединения вёл тяжёлые воздушные бои. Так, группа гвардии капитана С.М. Петухова, только что вступившего в должность командира 236-го авиаполка, в составе 4 Як-1 уничтожила 4 самолёта противника над Большим Логом. Первый бомбардировщик сбил С. Петухов, второй - ст. лейтенант Л. Дема, третий - ст. лейтенант С. Белоусов. Оставшиеся 8 фашистов поспешно вышли из боя, но, преследуя их, отважная четвёрка сбила ещё 1 самолёт противника. Позднее Дема участвовал в воздушных боях в небе Кубани. В те времена здесь сражались и прославили свои имена советские асы А. Покрышкин, Г. Речкалов и другие.

В этих местах командир 1-й эскадрильи 236-го ИАП (201-я ИАД, 2-й смешанный авиакорпус, 4-я ВА, СКФ) ст. лейтенант Л. Дема совершил воздушный таран. Утром 18 мая 1943 г. группа истребителей под его командованием, прикрывая наземные войска в районе станицы Крымская (ныне город Крымск), встретила немецкий разведчик-корректировщик FW-189. Дема с первой же атаки сбил "раму". Затем в небе появились 20 вражеских самолётов Hs-126 в сопровождении Ме-109. Стремительными атаками наши лётчики нарушили их боевой порядок и сорвали задуманный противником удар по нашим войскам. Набрав высоту, наши лётчики вскоре встретили 12 бомбёров Ju-88, шедших под прикрытием 8 Ме-109. Советские истребители бросились к врагу и, перехватив их на подходе к цели, сбили 3 самолёта. Строй врага распался. "Юнкерсы" беспорядочно стали сбрасывть бомбы, за исключением лидера группы, который во главе тройки бомбёров пытался прорваться к нашим войскам. В то время как пара наших истребителей вела бой с "Мессерами", Леонид Дема атаковал ведущего группы "Юнкерсов", но безуспешно - кончились боеприпасы. К тому же пара "Мессеров" попыталась расстрелять Дему сзади, но ведомый, защищая своего командира, сбил одного из Ме-109, а второй вышел из боя. При выходе из пикирования "Яковлев" сблизился с врагом на предельно допустимую дистанцию, и тут комэск заметил на фюзеляже бомбардировщика нарисованный трефовый туз. "Ас. Вот откуда у него такое нахальство. Ну погоди !". Решение созрело мгновенно - таранить! Первый заход оказался неудачным: самолёт попал в спутную струю от винта "Юнкерса" и просёл вниз...

А времени в обрез. Противник заметил преследующий его истребитель и стал маневрировать, давая возможность стрелкам вести огонь. Очередь пулемёта пробила левый борт кабины и ранила Дему. Медлить было нельзя ни секунды. Во втором заходе Дема уже точно вывел свой "Як" на цель, догнал и атаковал сзади снизу. Резким переводом машины вверх он винтом отрубил стабилизатор и руль высоты "Юнкерса". Тот, беспомощно кувыркаясь, понёсся к земле с грузом бомб. Остальные 2 Ju-88, сбросив непрецельно бомбы, повернули назад. После тарана Як-1, получив повреждения, стал падать. Кое-как Дема спланировал на склон холма. "Як" от удара развалился на части, загорелся. Более того, обломки машины тут же попали под миномётный огонь противника. Боевые товарищи, ставшие свидетелями поединка Леонида с экипажем бомбардировщика, посчитали, что он погиб... Но Дема остался жив. Раненого, его подобрали санитары наших наступающих частей и отправили в госпиталь. Через 3 недели он уже был на ногах. Не дожидаясь официальной выписки, сбежал на фронт. Леонида в полку встретили как с того света. Комполка сообщил ему, что за свой подвиг он награждён орденом Отечественной войны 2-й ст. Немного окрепнув, Дема снова приступил к боевой работе... К июлю 1944 г. помощник командира 112-го ГИАП по воздушно-стрелковой службе (10-я ГИАД, 10-й ИАК, 2-я ВА, 2-й Украинский фронт) гв. капитан Л.В. Дема совершил 273 боевых вылета, в 38 воздушных боях сбил лично 17 и в составе группы 5 самолётов противника. 26 октября 1944 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил около 500 боевых вылетов (включая на У-2), провёл 54 воздушных боя. С 1946 г. гв. майор Л. Дема - в запасе. Водил гражданские самолёты на трассах Дальнего Востока, был полярным лётчиком, работал диспетчером Магнитогорского аэропорта. Последние годы жил в г. Магнитогорск Челябинской области. Умер 17 декабря 2004 г. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями, иностранными орденами.

Продолжение следует в части  11                http://proza.ru/2021/02/08/1404